Украина в самом ближайшем будущем может стать вровень с мировыми державами по уровню развития блокчейн-технологий. Об этом на iForum рассказывал основатель первого в Украине и во всей Восточной Европе биткоин-агентства KUNA Михаил Чобанян. По его словам, еще 3-4 года назад в Киеве была ‘просто криптотусовка’, которая объединяла людей, поверивших в идею. А сегодня Украина находится в центре блокчейн-развития всей Европы, насчитывая наибольшее число адептов этой технологии и стартапов в этой сфере, пишет segodnya.ua
Публикуем цитаты из выступления Михаила Чобаняна на iForum ‘Рынок криптовалют и блокчейн в 2018, обзор процессов’.
Все движется по спирали. И, как во времена Киевской Руси, когда Киев был центром развития, так и сейчас, спустя тысячи лет, мы вновь стоим на передовой технологического развития. Не только впереди всех постсоветских государств, но и впереди стран Евросоюза.
Беларусь, Россия и Казахстан это те страны, которые смотрят, что у нас происходит, и активно пытаются догнать и перегнать. Что-то у них получается в отдельных отраслях, что-то нет. Но в любом случае все идет отсюда, из Украины.
В Евросоюзе криптотусовки не настолько масштабны, как у нас, и там собираются люди, которым интересна в первую очередь финансовая часть. Там очень мало технарей, мало воодушевленных людей. Они в основном настроены на то, чтобы взять уже рабочий продукт, вложить в него дополнительный капитал и потом поставить все на коммерческие рельсы, так, как они привыкли. У нас все происходит как раз наоборот.
Иными словами, на нас смотрят как Запад, так и Восток. Западу нужны свежие идеи, свежие разработки. Востоку нужно кого-то копировать, потому что свое создавать у них не всегда хорошо получается. А мы с вами находимся в эпицентре крипторазвития, поэтому, кто еще не сильно в теме, очень советую начать хотя бы изучать.
Сейчас наша основная задача продвигать Украину на западный рынок. И первый шаг к этому мы сделали, представив Украину на Всемирном экономическом форуме в Давосе как криптодержаву. Мы декларируем, что Украина станем провайдером 4-й индустриальной революции, в эпоху которой мы живем.
Один мой товарищ говорит: ‘Рано иди поздно ко всем приходит блокчейн’. То есть блокчейнизация, хотим мы этого или не хотим, придет, и мы увидим еще много блокчейна, интересного, разного, на всех уровнях.
Но не блокчейном единым. Я ожидаю, что также будут развиваться три других направления, которые так или иначе пересекаются с блокчейном.
С точки зрения геоэкономики, макроэкономики я вижу, что еще обязательно должны развиваться три направления. И первое из них digital identity, ‘цифровая идентичность’.
У нас сегодня колоссальная проблема с идентификацией. Бумажные паспорта уже не годятся для современного подключенного мира. И даже новые паспорта нельзя толком применить в интернете. Поэтому однозначно должно развиваться направление digital identity. Я уверен, что очень скоро появится много интересных уже не альфа-, а хотя бы бета-версий, так или иначе связанных с блокчейном. Почему с блокчейном? Хотя бы потому, что это надежная база данных, в которой ничего нельзя подменить задним числом.
Второе направление новая, цифровая экономика. Об ней много говорили в Давосе. Она уже пришла. По крайней мере она уже крутится на рынке криптовалют. Традиционные экономические модели и теории из реального мира там уже не работают. И эта экономика будет развиваться. Поэтому скоро мы увидим новых экономистов, новые экономические модели, которые будут в себя включать ‘интернет вещей’, блокчейн и криптовалюты.
Тем студентам, которые сейчас учатся на экономических факультетах, стоит обратить на это внимание. Специалисты по цифровой экономике будут очень востребованы в будущем.
Третье направление искусственный интеллект. Илон Маск этого немного побаивается, а я уверен, что эта индустрия тоже очень быстро сейчас будет развиваться.
Это колоссальная тема, и она особенно актуальна на нашей территории. У нас есть проблема с доверием к людям, особенно когда они попадают во власть. Поэтому искусственный интеллект это та вещь, которая, с одной стороны поможет создать новую экономику, а с другой позволит автоматизировать кучу дурной работы, которую сейчас механически выполняют люди, хотя могли бы заниматься чем-то более креативным.
Ну, например, сегодня, чтобы получить какую-то справку, нам надо идти в какое-то ведомство. Но получение справки тривиальная задача, ее явно может выполнить искусственный интеллект. Будь то компьютер, который пришлет ее в электронном виде, или робот, который физически оставит печать, без которой не могут жить наши чиновники. Подобные функции необходимо максимально передать искусственному интеллекту.
Исходя из того, о чем говорилось в Давосе и из того, что происходит на геополитической арене, можно сделать выводы, что идет монополизация рынка криптовалют. Хотим мы этого или не хотим, но она идет.
‘Голдман Сакс’ (один из крупнейших в мире инвестиционных банков, США, Авт.) недавно приобрел компанию ‘Circle’ (платежная система, электронный централизованный сервис для хранения и перевода цифровых денег, Авт.). ‘Голдман Сакс’ это большой монстр из старого, реального мира, ‘Circle’ монстр в новом, искусственном мире. И я ожидаю, что будет проходить и дальнейшая монополизация.
Монополизация затронет те продукты, которые изначально создавались по старой модели. То есть без особой идеи, просто чтобы удовлетворить потребности клиентов и на этом заработать. ‘Circle’ яркий пример таких продуктов.
Еще один пример поглощение биржи ‘Poloniex’. Я уверен, что мы еще услышим не про одну крупную биржу, которые так же будут поглощены монстрами старой экономики.
Старые экономисты, банкиры ничего не понимают в идеологии свободы биткоина и блокчейна. Технически они еще могут в этом разобраться, но идеологически все равно остаются в старой системе. Поэтому я ожидаю, что монополизация будет проходить, так или иначе. А монополизация приводит к неприятным последствиям, таким как произошли с компанией ‘Coinbase’, которая теперь ‘сливает’ всю информацию о своих пользователях.
Поэтому аккуратнее относитесь ко всем централизованным системам. Это касается и моей платформы. Это тоже криптовалютная биржа, которая централизована. Старайтесь всегда делать все боле децентрализованно.
Те, кто следит за новостями, понимают, что возобновилась холодная война противостояние США и России. Но грядет еще одна война: война в крипто.
Крипто-идеология потихоньку завоевывает мир, и она полностью противоречит всему тому, на чем построен сегодняшний мир. Крупные державы очень хорошо понимают, что рано или поздно мы перейдем на новые рельсы. И они попытаются этим управлять. Существующая система будет пытаться себя защитить любыми путями. Поэтому мы увидим войну идеологий.
Кто будет участвовать в этой войне? Как минимум три супердержавы: США, Россия, Китай. Напомню, у Китая сегодня крупнейшая в мире экономика по ВВП. А Россия крупнейшая по запасам ресурсов и на первом месте по ядерному потенциалу, поэтому с ней не могут не считаться.
США выбрали самую активную позицию. Они никогда не создавали чего-то нового и не будут этого делать. Но они поставили задачу создать у себя экосистему, где будут прорастать какие-то компании, которые уже будут создавать новые продукты. Когда компании и собственники находятся на твоей подконтрольной территории, у тебя уже есть механизм влияния на эту компанию. Фейсбук яркий тому пример.
Американцы пока особо не раскрывают планов по созданию собственной криптовалюты, но их союзники уже давно об этом говорят. Мы точно знаем, что Нацбанк Канады разрабатывает канадский крипто-доллар. Британцы одними из первых заявили, что им интересен крипто-фунт. Поэтому, можно сказать, что американцы работают в этом направлении ‘на стороне’.
Китай до прошлого года был крупнейшим рынком криптовалют. Там находились крупнейшие криптобиржи. Но потом Центробанк Китая запретил эти биржи, и они перекочевали в Сингапур, в Японию и т.д. Тут главный вопрос зачем Китай это сделал. И, чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о ‘Фениксе’. Это кодовое слово, которое обозначает название криптовалюты Китая, крипто-юаня. Эту валюту Китай разрабатывает с дальним прицелом. Сейчас в мире господствует доллар, еще с 1946 года. Но Китай очень хочет его потеснить, потому что экономически это уже держава №1.
Поэтому я ожидаю, что уже в очень ближайшее время мы увидим этот ‘Феникс’, который смогут покупать все без ограничения. Таким образом может начаться переход с долларов, на юани.
Россия неоднозначная страна, но потенциал у нее есть. Там, как и в Украине, много IT-специалистов. И есть команды, которые уже плотно работают с Кремлем.
Что касается российской криптовалюты, то мы знаем, что Россия сейчас тестирует криптовалюту ‘Эль-Петро’ на венесуэльцах, которые находятся под санкциями и у которых сейчас безумная инфляция, голод, развал экономики идеальные условия для развития криптовалют. И эта криптовалюта якобы даже обеспечена нефтью.
С подачи Нассима Талеба так называют неожиданный фактор, который возникает якобы случайно. Поэтому на геополитической карте криптомира может неожиданно появиться еще какая-то страна. Не исключено, что это будет именно Украина. Поэтому что у нас для этого есть все ресурсы и главное мотивация. Если мы продолжим еще некоторое время двигаться в никуда, как делаем это сегодня, нам ничего не останется, как развивать блокчейн и менять направление.
Крипто-гривня такой проект был заявлен еще в прошлом году. Ее разработкой занимается Нацбанк. Но чтобы запустить проект, к сожалению, не хватает политической воли.