Жизнь онлайн

0
42

Жизнь онлайн Встретиться и поговорить или отбарабанить электронное письмо на компьютере – эта дилемма теперь частенько возникает перед украинцами. Более того, перед многими уже не возникает – личному общению они предпочитают интернет.

По данным опроса компании GfK Ukraine, телефонные разговоры, Skype, sms и онлайн-переписка заменяют живое общение 64% соотечественников, имеющих доступ к интернету, а каждый третий признается, что общается с друзьями через соцсети чаще, чем вживую.

Тенденция вытеснения реальных человеческих контактов виртуальными – общемировая, говорят эксперты, связывая ее прежде всего с развитием IT и распространением интернета. Однако украинцы в своем бегстве от реального мира сегодня опережают жителей многих развитых стран.

Исследования, аналогичные GfK, совместно проводили британская соцсеть Badoo и международное маркетинговое агентство Performics. По их итогам, 39% американцев, 36% британцев и 35% немцев комфортнее общаться онлайн, нежели вживую, то есть их почти вдвое меньше, чем украинцев.

Эксперты объясняют стремительную виртуализацию соотечественников уровнем проникновения в их жизнь соцсетей. Это пристрастие психологи связывают с ментальностью: украинцы бегут в онлайн от накопившихся социальных и психологических проблем.

‘В Западной Европе и Америке люди ориентированы на их [проблем] решение, – отмечает киевский психолог Вера Ковтыха, – а у нас развивают бурную деятельность в соцсетях, выплескивая там свои отрицательные эмоции”.

При этом соцсети играют с пользователями злую шутку, говорят специалисты: они становятся замкнутыми, эмоционально зажатыми и, пряча чувства за экран монитора, чувствуют себя все менее счастливыми.

Для киевлянки Валерии Савенко ее аккаунт в Facebook в последние два года стал вторым, если не первым я, и теперь ее главный жизненный девиз – ни часа без поста. Публикации в соцсети для нее – важнейший способ самовыражения, а чат с друзьями – основной метод связи с внешним миром.

‘Это же так легко и удобно: сидишь в офисе, спросил, как дела, и сразу же получил ответ, – рассуждает Савенко. – И я настолько втянулась в это все, что когда решила провести десять дней отпуска без интернета, испытала ломку на третий день”.

29-летняя киевлянка Катерина, не назвавшая Корреспонденту свою фамилию, не просто погрузилась в интернет-сообщество, а пережила в Сети глубокие чувства. Семь месяцев назад она познакомилась через Facebook с парнем из Португалии. Новый ‘френд’ подкупил горячими комплиментами и неподдельным интересом к ее проблемам.

Отношения настолько увлекли Катерину, что смысл жизни для нее свелся к общению в Skype и бурной онлайн-переписке, которая длилась сутками в течение шести месяцев.

Публикации в соцсети для нее – важнейший способ самовыражения, а чат с друзьями – основной метод связи с внешним миром. ‘Мне казалось, что я действительно нашла своего человека’, – вспоминает Катерина.

Эйфория сменилась болью и разочарованием – интернет-парочка, так ни разу не встретившись, распалась.

‘После того как я поняла, что он не приедет, меня не покидало чувство, будто меня жестоко обманули и украли массу времени. Использовали, как игрушку для развлечения”, – говорит киевлянка.

Виртуальное общение может причинить не меньшую боль, чем реальное, теперь убеждена Катерина.

Разница между виртуальным общением и реальным состоит лишь в том, что в первом случае собеседника просто нет рядом – других отличий нет, рассуждает 38-летняя столичная предпринимательница Леся Воловчик, которая проводит в Сети по несколько часов в день. Воловчик по этому пути зашла так далеко, что общается таким образом даже с родной сестрой, живущей с ней в одной квартире.

‘Если я вижу, что она онлайн, могу ей что-то написать, – улыбается Воловчик. – Зачем тратить лишнее время [на поход в соседнюю комнату]?”

Между тем сегодня Сеть для украинцев, как и для немалой части мира, не только личные отношения, но и в значительной степени работа. Львиная доля деловой переписки теперь перь происходит по электронной почте, и многие сотрудники украинских компаний не помнят, что когда-то было иначе.

Так уже долгие годы работает Глеб Вышлинский, директор исследовательской компании GfK Ukraine, экономя время на личных встречах и таким образом оптимизируя свой трудовой день. Причем ежедневная привычка к онлайн-контактам постепенно распространяется для Вышлинского и на внерабочее время, выходные и даже отпуск.

Одно из любимых увлечений главы украинской GfK также связано с социальными сетями: он выкладывает фото из своих поездок в Instagram, а в поездках всегда отмечает, где именно находится, при помощи Foursquare.

‘Соцсети вытесняют не только личное общение, но и все занятия, требующие от человека какого-то усилия, начиная от чтения книги и заканчивая встречей со старым другом”, – с сожалением констатирует Вышлинский. Он признается, что еще лет пять назад и представить не мог, насколько окунется в виртуальную реальность.

Согласно результатам исследования возглавляемой Вышлинским компании, за ту же пятилетку ударного развития IT-индустрии время непосредственного общения среднего украинца с другими людьми сократилось на один час в день.

Главным ответственным за сокращение реального общения эксперты назначают соцсети. Так, по данным международного исследовательского агентства Universal McCann, 81% украинских пользователей интернета зарегистрированы сегодня как минимум на одном подобном ресурсе (в США – 65%, в России – 79%, в Испании – 56%, а в Германии – 38%).

И отечественная аудитория соцсетей увеличивается в геометрической прогрессии, тогда как в развитых странах она достигла предела. К примеру, число украинских пользователей Facebook с 2011 года по 2013-й удвоилось, достигнув 2 млн человек. И эта цифра будет расти, уверяют эксперты: украинскому проникновению интернета еще далеко до своей высшей планки. По этому параметру страна отстает, например, от США на пять-шесть лет.

Ускоряющийся ритм жизни, необходимость экономить время подталкивают людей к переносу общения друг с другом в сетевое пространство. Туда же толкают их растущий уровень агрессии в обществе и стрессы.

‘Мир там кажется менее враждебным, – объясняет Любовь Носова, психоаналитик Международного института глубинной психологии. – Ведь человек находится на расстоянии, соблюдает дистанцию и при этом общается”.

Интернет позволяет приукрашать действительность и скрывать правду, называют специалисты еще один существенный стимул к погружению в электронный астрал.

Согласно данным исследования GfK Ukraine, 55% опрошенных украинцев считают, что собеседника в интернете легко ввести в заблуждение, а 61% респондентов подтвердили, что онлайн говорили неправду.

Привычка жить иллюзорной виртуальной жизнью постепенно сказывается на эмоциональном здоровье, уверены ученые Мичиганского университета (США), которые провели исследование среди пользователей Facebook, крупнейшей в мире соцсети, насчитывающей более 1 млрд активных участников. Ученые выяснили: чем больше человек проводил времени в соцсети, тем ниже было его ощущение благополучия. При этом общение с людьми лицом к лицу или посредством телефона улучшало самочувствие участников эксперимента.

Исследователи Тель-Авивского университета ставят еще более суровый диагноз: длительное пребывание во Всемирной паутине может провоцировать приступы психоза и галлюцинации.

Неспособность фокусироваться на задачах реальности из-за соблазна постоянно следить за лентой соцсети ученые называют серьезной угрозой склонности людей творить и мыслить.

Интуитивно понимая все эти опасности, некоторые пользователи Facebook начали удалять свои аккаунты. И хотя аудитория гиганта IT-сферы продолжает расти за счет новичков, за несколько месяцев 2013 года этой соцсетью перестали пользоваться 9 млн американцев и 2 млн британцев, гласят данные международного маркетингового агентства SocialBakers.

Подобную картину можно наблюдать и в тех странах, где количество пользователей Facebook было традиционно высоким, – во Франции, Германии, Канаде, Испании и Японии.

В США неприятие соцсетей приобретает общественно активные формы – например, там прошла акция День без Facebook. Ее главными мотивами были отказ от массовой привычки, сохранение приватности и индивидуальности, стремление контролировать поток информации из интернета.

Если житель Западной Европы или США идет решать свои проблемы к психоаналитику, то украинец предпочитает выговориться в соцсети, отмечает Ковтыха. В результате соотечественники начинают испытывать затруднения в живом общении. Особенно это опасно для подростков, которые за монитором могут вести себя, как супергерои, а в жизни от смущения не в состоянии связать двух слов.

Все совершеннее становятся и приложения для онлайн-контактов в смартфонах, например, месседжеры WhatsApp и Viber, говорит Максон Пуговский, руководитель практики digital-коммуникаций украинского пиар-агентства PRP.

Однако как бы далеко ни зашел технический прогресс, виртуальные отношения никогда не заменят реальные.

‘И потребность в живой встрече, пожатии руки и ужине при свечах никуда не исчезнет”, – несмотря на технический прогресс, убеждена Ковтыха.

Источник: bigmir.net



Dnepr.com

ЛИШІТЬ ВІДПОВІДЬ

Please enter your comment!
Please enter your name here