В преддверие празднования 65-й годовщины Победы мы традиционно вспоминаем о тех, кто обеспечил нам мирное небо над головой – о ветеранах Великой Отечественной войны.
В Днепропетровске проживает удивительная мужественная женщина, которая прошла ужасы войны, пережила блокаду Ленинграда и осталась замечательной, целостной личностью. Знакомьтесь: Эмилия Григорьевна Курчина.
Эмилия Григорьевна приняла меня в увитой цветами беседке аккуратненького подворья частного дома в Диевке, показала фотографии военных лет, ордена и медали.
– Родилась я в 1924 году. До войны окончила 9 классов средней школы в Ленинграде, – рассказывает Эмилия Курчина. – Во время войны вчерашних школьников собирали для того, чтобы рыть окопы и траншеи под Хельсинки. Там я получила осколочное ранение. Глубокий шрам на виске, раздробленные пальцы на ноге…
Когда девятнадцатилетнюю Эмилию привезли в Ленинград, никого из ее родных в городе уже не было – всех эвакуировали в Казань.
Девятнадцатилетняя девушка оказалась одна в блокадном Ленинграде, где тут же стала активисткой-дружинницей:
– Ленинградская молодежь собиралась группками по 2-5 человек. Мы вооружались автоматами и выискивали шпионов, – вспоминает ветеран Курчина. –
Идем по улице, смотрим – распахнулось окно – и тут же закрылось. Значит, здесь уже будет бомба. Там мы находили и забирали подрывников.
Удивляешься мужеству, которое эта хрупкая, но боевая и стойкая по характеру женщина пронесла через войну и блокаду. Но тогда, по словам Эмилии Григорьевны, вся молодежь была такой.
– Как и вся советская молодежь, я была настроена очень патриотически. Я знала все об оружии – автоматах и винтовках, все изучила и прошла. Самое интересное, что моя работа в дружине мне безумно нравилась. В то время я ни минуты не гуляла – все время была работа.
Как только поджила нога, я научилась гасить зажигательные бомбы голыми руками, без перчаток. Дежурила на крышах. Для меня, девчонки, в то время это было как игрушка, своеобразное развлечение.
Возможно, именно юношеский максимализм и идеалистическая вдохновенность помогли юной Миле пережить черные будни ленинградской блокады:
– В блокаду мы ходили голодные, холодные. Блокада была страшной: часто еще даже нет сирен, тревоги – а уже начинались бомбежки.
Дома было нечем топить, поэтому я сожгла всю мебель. Перебиваться приходилось пайками из 120 граммов хлеба. Но я выжила. Поскольку верила в победу, ни одной минуты не сомневалась в ней. Я все время сосредоточенно слушала Левитана -где и что освободили. До сих пор вспоминаю его голос…
У Эмилии Григорьевны была заветная мечта: дождаться окончания войны и посвятить себя изучению математики или физики.
– В 1943 году я получила повестку в армию. Как комсомолка, я была уверена: мой долг – защищать Родину, – вспоминает женщина-ветеран. – Конечно, я могла не поехать, у меня был выбор – остаться работать в военкомате, продолжать заниматься донорством. Но, будучи патриотом, я прошла комиссию. Моя мама была категорически против. Военком вызвал меня и пытался отговорить. Но я тогда ничего не боялась. Так я попала в часть, где шел набор связистов. Уже после войны вернулась в Ленинград и поступила в училище связи.
Эмилия Григорьевна показывает фотоснимок, на котором – рота из 20 человек. А вот фотокарточка ее мужа, который был ранен на фронте, перенес сыпной тиф и предложил ей руку и сердце там, в освобожденном Ленинграде.
Несмотря на то, что тиф дал мужчине осложнение на ноги, он был мастером спорта по легкой атлетике.
Кстати, для семьи Курчиных спорт, здоровый образ жизни – святое. 86-летняя женщина, до сих пор делает зарядку, еще два года назад бегала, обливалась студеной водой: стоя на земле, ежедневно выливала на себя ведро холодной воды. Старший из двух сыновей Эмилии Григорьевны – мастер спорта по многоборью.
– Жизнь – это движение, – уверяет ветеран.
Почти сразу после войны Эмилия Курчина вместе с мужем переехала в Диевку, где проживает и по сей день. Доучилась в школе, затем поступила в университет. Работала в вечерней школе секретарем, затем, в течение семи лет – завучем в школе.
Инвалид второй группы, блокадница Ленинграда, совсем недавно она получила медаль «За оборону Ленинграда». Ее мужество отмечено двумя орденами. Она неизменно посещает первые и последние звонки в школе, тематические школьные уроки, где рассказывает детям о блокаде и военном лихолетье.
– Ленинград, конечно, оставил тяжелые следы в моей душе. Самое страшное воспоминание военных лет – о том, как на выезде из Ленинграда упал снаряд, и грузовая машина, наполненная детьми, пошла под лед.
Эмилия Григорьевна рассказывает, что до сих пор видит эту картину в кошмарных снах.
Сейчас Эмилия Курчина проживает одна – не так давно похоронила мужа и старшего сына. Почти все свободное время посвящает цветам: с любовью растит розы, ее огород представляет собой плантацию из тюльпанов:
– Люблю цветы, природу, землю. Наивысшее счастье – пройтись по мирной, пахучей земле босиком…
Ольга ЖУРАВЕЛЬ






