Недавно всех днепропетровских искусствоведов взбудоражила новость: женщина нашла на чердаке своего дома почти 20 картин Александра Войцеховского и Владимира Эрлиха. Может, и вам стоит заглянуть в кладовку или за печку для проверки: не завалялись ли там
шедевры?
Ремонт с толком
Счастливицей оказалась днепропетровчанка Марина Свидло, проживающая по улице Ларионова.
«Дело было 15 мая. Именно тогда я переехала в дом, который мне подарила мать. Картины нашлись абсолютно случайно: я начала ремонт и вместе с электриком поднялась на чердак. Поменяли проводку мы очень успешно: в результате нашли двадцать два полотна, три из которых я отнесла в Днепропетровский художественный музей», -сообщила Свидло.
Случай с картинами Марины можно вполне назвать счастливым. Особенно учитывая тот факт, что картины 40 лет пребывали в ужасных условиях.
Провидение будто специально сохранило картины и они попали в надежные руки.
Мнение эксперта
«Особо важно то, что некоторые из них пополнят коллекцию нашего музея, фонды которого пополняются очень редко, ввиду чего сотрудники призывают и меценатов, и частных коллекционеров сохранить картины для будущих поколений»,- сказала заместитель директора Днепропетровского художественного музея Людмила Тверская. Как выяснилось, Войцеховский и Эрлих – живописцы, творчество которых припадает на 60-70-е и начало 80-х годов ХХ столетия. Также Тверская сообщила, что в музее уже есть монументальное полотно «Осенний мотив» Войцеховского.
По словам директора музея, подобные находки не такая уж и редкость. Сотрудники Днепропетровского художественного музея удивились, когда Марина Свидло принесла к ним найденные картины и пыталась узнать больше об истории их создания, о мастерах, написавших эти картины:
А новые картины помогут более полно раскрыть горизонты творчества днепропетровских мастеров. Они, кстати, уже успели стать антиквариатом.
Несмотря на частичное разрушение, спасти полотна еще можно. В ближайшее время музей свяжется с Киевской художественной академией. Ее студенты отреставрируют картины, а заодно и защитят таким образом дипломные работы.
Искусствоведы довольно высоко оценивают работы этих шестидесятников – мастеров индустриального пейзажа: около двух тысяч долларов за полотно.
Но вряд ли Марина Свидло сможет украсить пейзажем с поездом, нарисованным Эрлихом, свой дом. Найденное стоит рассматривать как клад, 25% от суммы которого может получить нашедший его. А вот жители города вскоре тоже смогут полюбоваться индустриальными пейзажами середины прошлого столетия.
Вместо послесловия
Кстати, одна из картин еще находится на чердаке. Там она выполняет чисто хозяйственную функцию: служит перегородкой между двумя половинами. Что интересно, хозяева второй уже успели позвонить в музей и поинтересоваться, почему без их ведома картины, якобы подаренные заботливой бабушкой, покинули чердак.
Ксения Чубук, Ольга Журавель,