Тайны старого холма

0
32

Житель Днепропетровска под Соборной горой вычислил интересный объект

Посетив в мае 1787 года с кортежем Екатерины II зарождавшийся Екатеринослав, великий авантюрист того времени Сен-Жермен, инкогнито бывший в ее свите, изрек: Сии места хранят чудную тайну, которая вряд ли когда-то будет раскрыта.

Его слова присутствующие отнесли к оккультизму, к которому граф имел большое пристрастие. А вскоре он незаметно исчез из свиты государыни, да и вообще из России.



Два года назад мне показалось, что я разгадала смысл произнесенных провидцем слов. Отстаивая факт существования подземных ходов под Соборной горой, о чем упоминал еще Дмитрий Яворницкий, я нашла людей, спускавшихся в лабиринт в 70-х годах прошлого века, а также работников училища при обувном объединении (оно находилось на месте нынешнего комплекса Цунами), проводивших в начальном рукаве лабиринта (от Преображенского собора до парка Шевченко) учения по гражданской обороне, пока внутри в результате пожара не погибло несколько подростков (статьи за 5 декабря 2008 г., 10 января 2009 г.). Но вот назначение этих ходов, их структура и план так и остались загадкой. Наверняка их и имел в виду Сен-Жермен, – подумала я и пребывала в этой уверенности до тех пор, пока не повстречалась с жителем Днепропетровска, математиком и экономистом по образованию Петром Ромашиным. С детства увлекаясь краеведением, он несколько лет, начиная со службы в армии, посвятил постижению азов артиллерийского дела, фортификационной науки и прочих премудростей XVIII века, собрав огромную коллекцию видов и планов крепостей. И, достаточно поднаторев в военных делах, принялся разгадывать екатеринославский кроссворд, как он назвал свое расследование.



Любое прикосновение к прошлому даже у далеких от науки людей вызывает приятные мурашки по телу. Особенно когда ощущаешь какую-то долю своей причастности к его разгадкам. Поэтому, едва мы начали разговор, время остановилось и потеряло смысл. Если оставить в стороне бурные дебаты и бесчисленные отступления, то нашу беседу можно представить следующим образом. Вначале Петр акцентировал мое внимание на фактах, не находящих у историков пояснений.



– Что же мы получаем? сделал вывод мой гость. – А то, что если принять версию о существовании подземного лабиринта, то придется признать, что Потемкин засунул под землю около десятка дворцов, заколотив туда целое состояние. Представить такое просто невозможно. К тому же, отсутствует привязка ходов к Потемкинскому дворцу они идут непонятно как и куда. Наконец, свидетели упоминали о наличии в стенах подземелья странных выемок (ниш).



– Да-да, – прервал он готовое сорваться с моих губ восклицание, – внутри Соборной горы вовсе не подземный лабиринт! Именно на этом месте, где до сооружения плотины Днепрогэса Самара впадала в Днепр, и стояла мощная каменная крепость с тем же названием Кодак, скрытая от обозрения гранитным щитом, аналогов которой не было. Тогда как раз перешли к строительству углубленных, замаскированных редутов, поскольку наземные легко разрушались ядрами. Этим объясняется всё: и множество пулек, находимых в XIX веке жителями в ее окрестности (любая крепость имела арсенал), и высмотренное Сумароковым сходство горы с валом, которым принято было окружать фортеции, и заложенные ниши (замурованные бойницы) в стенах подземелья, о которых упоминали свидетели, и найденные внутри скелеты.



– То есть, получается, Потемкин построил город на месте уже существовавшего военного поселения&hellip, – сам собой напросился вывод.



– Он этого мог и не знать, – пожал плечами Ромашин. – Помните, по условиям Прутского договора 1710 года следовало сровнять Кодак с землей? Мудрый Петр, воспользовавшись тем, что Кодаков было два (форпост и сама крепость), мог показательно разрушить земляной редут, а настоящую фортецию замаскировать до лучших времен, присыпав землей из котлована (отсюда – нынешнее провалье). Упорный отказ ученых и различных служб за 200 лет сделать хотя бы попытку исследовать холм, кстати, тоже работает на эту версию кому охота переписывать историю края?



Глядя на молодого энтузиаста, я думала: Видимо, прав был Сен-Жермен: тайне старого холма еще долго не суждено быть раскрытой. Разве что&hellip, Но это уже другая история.



ТОЛЬКО ФАКТЫ



Факт 1. Рвы



Как известно, Соборную гору окружали глубокие рвы, затрудняя к ней доступ. Засыпаны они были лишь в конце XIX века, и то не полностью о них все еще напоминает Красноповстанческая балка. На холмах стоят многие города, но вот рвы вокруг холмов – редкость.



Факт 2. Валы



Сенатор, член Российской академии наук Петр Сумароков, много путешествовавший по России в начале XIX века, оставил такие воспоминания о Соборной горе: Новороссийск есть не что иное, как мудреная загадка, которую проезжающему надлежит осмотрительно отгадывать. Он увидит губернский город, расположенный в полуверсте от Днепра, на гладкой степи, при подошве горы, простирающейся над ним наподобие вала.



Факт 3. Пули



Историки любят цитировать отрывок из воспоминаний жены архиерейского регента Александры Молчановой по поводу обнаруженного в 60-х годах XIX века после обвала грунта подземного хода у Потемкинского дворца, но обходят молчанием куда более интересные воспоминания жившей у подножия горы в архиерейском доме женщины: На месте нашего города встарь, должно быть, было настоящее сражение, иначе откуда взялись бы в моем дворе в таком огромном количестве шарообразные свинцовые пульки, величиной с лесной орех, с маленьким бугорком с одной стороны, и если этот бугорок срезать, то в нем заметна небольшая дырочка. Я знаю, что в моем дворе до меня никто не жил, я поселилась в только что отстроенном доме, двор представлял собой кусок степи, только что отгороженной, и часть двора, более удаленная от дома, очень долго сохраняла характер степи по своей траве и степным цветам, на этой-то половине двора дети мои, а потом внуки после каждого дождя, смывавшего верхнюю пыль, находили по целой горсти этих пулек.



Факт 4. Крепость



Известно, что знакомый всем Кодак был земляно-деревянным, временного типа. Таковых было на те времена много. И в этом плане вызывает удивление придаваемое ему значение. Так, среди архивов Ромашин нашел упоминание историка Альбрехта Радзивилла о том, что с инспекцией крепости приезжал даже такой легендарный в те времена полководец, как голландский генерал, основатель Рио-де-Жанейро Кристофер Арцишевский. А неоднократно описанные многомесячные осады Кодака вообще не соответствуют действительности: завладеть земляной крепостью – раз плюнуть.



– Если нынешний Кодак был земляно-деревянным, это могло означать только одно: он был форпостом, обычным для того времени, – подводит к главному Петр. Тогда поблизости от него должна была размещаться главная цитадель, контролирующая движение по реке. Самое удобное место для этого в излучине, там, где Самара впадала в Днепр. Но, – он сделал паузу и извлек кипу свернутых в трубочку бумаг, источавших запах истории, – прежде подойдем к этому с другой стороны.



Факт 5. Лабиринт



Разложив на столе чертежи, схемы, рисунки, копии документов, планы домов, Петр принялся терпеливо объяснять. Если отбросить математические и прочие премудрости, в которые он пытался меня посвятить, то квинтэссенция его сложных расчетов сводилась к следующему. По теории, толщина подземных стен должна составлять не менее 4-х футов. В полном объеме на один квадратный метр свода в разрезе должно уходить 7555 кирпичей, а с учетом лаза около 2077. Ну а на подземный лабиринт протяженностью, скажем, около километра потребуется почти пять миллионов штук. Для сравнения: в Екатеринославе в конце XVIII века было всего 11 каменных домов, причем на строительство одного дома площадью 10х10 метров уходило 32 тысячи кирпичей. Из пяти же миллионов кирпичей можно возвести более 60 зданий.

Любовь РОМАНЧУК, Днепр вечерний

ЛИШІТЬ ВІДПОВІДЬ

Please enter your comment!
Please enter your name here