Знаю, что многие не согласятся, но мое мнение таково: нашим автоперевозчикам тоже живется несладко. Те, кто не имеет над своей головой качественной крыши, сегодня еле сводят концы с концами. Разговор даже не о тарифах, а о всевозможных разновидностях дани, которой перевозчиков обкладывают со всех сторон. Не так давно все автопредприятия обязали установить на свои автобусы системы GPS-навигации. Дело, в принципе, хорошее.
– Теперь мы сможем отслеживать передвижение каждого транспортного средства, – говорят в горсовете. – Это позволит ликвидировать нарушения вроде отстоев в неположенном месте, остановок где попало, нарушения скоростного режима и снизить количество ДТП.
Надежды пока не оправдались. ГАИ доложила о росте ДТП с участием маршруток. Да и останавливаются они, как и прежде, в любом неприспособленном для этого месте. Перевозчики объясняют нарушения низкой квалификацией своих кадров. Мол, зарплаты у водителей настолько маленькие, что скоро на место водителя придется нанимать бомжей. А как же GPS?
Скажу, что все руководители автопредприятий беседовали со мной на эту тему только после клятвенного обещания не обнародовать их имен. Но из 15 опрошенных все отозвались об этой системе как о ноу-хау по… выжиманию денег.
– Навигация, наверное, нужна. Но кто женщину гуляет, тот ее, прошу прощения, танцует. GPS кому нужно? Мне? Нет. Городу? Да. Вот пусть он бы и платил, а не с нас деньги качал, – возмущается перевозчик.
Возмущение вызывает стоимость услуги. Шутка ли – по 500 гривен в месяц с каждой машины. Система установлена без малого на двух тысячах автобусов. Выходит, что обслуживающее предприятие собирает в месяц около миллиона гривен! Кто эти счастливчики?
GPS-мониторингом в городе занимается Городской диспетчерский центр – не коммунальное, а частное предприятие. Но возглавляет его Вячеслав Клименко, который ранее директорствовал в КП Днепрогортранс. Его называют ставленником председателя транспортной комиссии горсовета Александра Беляева. Хотя в это не верится, источники кивают на людей, сидящих в более мягких и высоких креслах.
– Сначала они с нас по полторы тысячи гривен хотели срубить за установку навигации. Мы подняли шум, они уступили. Но в месячных платежах не уступили ни копейки, – рассказывает другой перевозчик.
– Эта услуга должна быть дешевле, есть сравнительный мониторинг по другим предприятиям. Но выбрали именно Городской диспетчерский центр, сказав, что у них услуги – самые доступные, – говорит председатель областного профсоюза работников автотранспорта Андрей Берчук. – По 500 гривен – это очень дорого для перевозчиков.
Удивительный тендер
В департаменте транспорта горсовета на вопрос о стоимости услуги не ответили. Мол, деньги платятся не бюджетные, стало быть, в вопросы ценообразования вникать смысла нет.
– Мы выбирали организацию, которая реально может обеспечить и сопровождение, и организацию движения, – говоритначальник управления Ирина Прилипа. – И это не окончательный вариант программы. Мы хотим установить видеонаблюдение в салонах – хотим знать реальные объемы перевозок, чтобы вести диалог на равных, когда перевозчики приходят с предложением об изменении тарифов. Плюс установить датчики открытия дверей, чтобы понимать, где водитель высаживает пассажиров.
На вопрос, что, собственно говоря, представляет собой Городской диспетчерский центр, который создавался перед тендером, было ли среди критериев тендера наличие опыта работы, Прилипа отвечает:
– Все работники центра – давно в системе транспорта. А тендер проходил прозрачно, все было соблюдено.
Что именно соблюдено? И откуда взялась цифра в 500 гривен? В Харькове, к примеру, перевозчики за такую систему платят по 200 гривен. В Донецке и Киеве – в тех же пределах.
– Те же услуги могли обеспечить другие фирмы, и по гораздо меньшей цене, – жалуется один из перевозчиков. – А эти на всем бизнес делают, им все равно, что мы загибаемся под гнетом их поборов!
По словам Прилипы, желание участвовать в тендере заявляли 4 фирмы. Наши: ‘Центр’ и Юматехника, житомирская Автоимидж и киевская АПК Ком Украина. В Автоимидже, когда услышали стоимость услуги в 500 гривен, присвистнули.
– Вы серьезно? Мы 70 предлагали с машины, это адекватная цена и нормальная прибыль, – сообщили мне на фирме. – Не знаю, почему мы проиграли. Может, в Днепропетровске были другие требования?
Да те же самые, ребята. Поставили бы вы цену в 500 гривен, заинтересовали бы кого надо, глядишь – и победили бы. Что касается Юматехники, то там удивились. Похоже, что в тендере они были подставой для количества.
– Тендер? Не знаю, но вряд ли. Мы уже два года как расформированы.
– То есть услуги по навигации не оказываете?
– Разве что моечных машин, – смеются на том конце провода. – Моечными машинами мы занимаемся.
Привет одесситам!
В области автоперевозчиков обслуживает государственное Административно-хозяйственное предприятие. Пообещали, что услуга будет стоить 200 гривен. Ну, это по-божески, подумали перевозчики, в городе вон сколько дерут. А когда им прислали на подпись договор, перевозчики крякнули. Платить они должны ООО КБ Інжинірінг, расположенному в Одессе. Одесситы, как следует из договора, действуют по поручению и за счет ГО Административно-хозяйственное предприятие.
– Почитайте договор! – говорит мне один из перевозчиков. – Он составлен так, что диву даешься. А если его подписать, то это вечная кабала. Исходя из текста, я не имею права его расторгнуть никогда!
Этот договор перевозчики подписывать отказываются, но есть один нюанс. Власти предупредили, что без договора АТП нечего и соваться на тендер. У одесситов выведать что-то пока не получилось.
– Ой, позвоните позже, – отвечал мне три часа кряду начальник предприятия Андрей Селин, – у меня вторая линия.
Что же касается Административно-хозяйственного предприятия, то и.о. начальника Сергей Образцов встречу переносил два раза. А потом выяснилось, что встречи не будет, т.к. ни на один вопрос он ответить не готов.
– И вообще, я – госпредприятие. Обратитесь в ОГА!
– Куда именно в ОГА?
– Туда, – после трехсекундной запинки посоветовал Образцов.
– Туда? – опешила я. – А это куда?
– В ОГА!
Логично. Если директор – всего лишь исполнитель чужой воли, то почему он должен отвечать за чужие решения? Кстати, перевозчики утверждают, что в области тендер вообще не проводили.
Этой публикацией мы только начали тему. И выяснили, что в организации автотранспортных перевозок в нашем регионе затеваются весьма странные дела. Ждите продолжения.