Должна сразу предупредить: то, что вы сейчас прочитаете – это не новость. Киевский Майдан жил до моего приезда, и будет жить после отъезда, объективно нового в этом нет ничего. Просто я его до этого не видела. Я приехала в Киев для того, чтобы рассказать Днепропетровску про наших ребят, которые живут тут уже который день, приезжают и уезжают, делают общее дело. По эту сторону баррикад. Постараюсь прорваться и ‘по ту сторону’, посмотрим, как примут. Так о чем это я… Это блог. Исключительно субъективное впечатление, то, что увидела моя камера и услышали мои уши.
Остановилась я неподалеку от станции метро Дарница, окраина Киева. Тут о событиях в центре не напоминает абсолютно ничего: мамаши гуляют с детенышами, дворники убирают подтаявшую кашу с асфальта, возле метро продают орешки…
А потом я вышла на Крещатик. Сказать, что Киев изменился – это ничего не сказать. Поменялась география города, даже тот, кто в нем часто бывал, с непривычки теряет ориентиры и не представляет, в какую сторону двигаться. Баррикады и палатки – повсюду. При чем это не просто так палатки, с такими по Крыму не погуляешь. Тут вообще все очень серьезно. Баррикады – так с колючей проволокой, палатки – так армейские, человек на 20 минимум. И люди. Тут вообще другие люди. Опять же – субъективно, сравниваю с Днепропетровском. Суровые такие мужики, всем за тридцатку, по уму одетые и со сталью в глазах. Стоит, курит, перешучивается со своими, смеется, но расслабленности в лице нет. И по глазам понимаешь, что его можно только в асфальт тут зарыть, иначе он с Крещатика не сдвинется. И женщины. Те, которые с конями и избами. Обжигаясь в пару, откидывает на дуршлаг невесть что съедобное. Что именно – разглядеть невозможно, потому что пар, а спрашивать не хочется: у нее такие красноречивые круги под глазами и красные руки, что мне со своим накрашенным и выспавшимся лицом как-то даже неудобно к ней обращаться. Она тут работает, тяжело работает, а я вроде как погулять пришла. Вообще тут работают все. Ребята в оранжевых касках – это охрана. Следят за порядком и иногда выполняют функцию справочной: куда пройти, что найти – на все вопросы вежливо и с улыбкой. И на том языке, на котором к ним обращаются. Я проверяла, к русскому никакой неприязни. Среди них – уроженец Солонянского района Сергей. Обветренное лицо, запавшие глаза… Говорит, будет здесь столько, сколько нужно. Девчонки, молодые и не очень, прямо тут, на улице, кромсают бутерброды и разливают чай. Обязательно – перчатки и повязки. Чая много, какого хочешь – имбирь, лимон, с сахаром или без. Встречается даже кофе. Правда – растворимый. Вообще Майдан обеспечивается на славу: чай, еда, дрова, жилье – все предоставят. При мне к палатке Демальянса приносили пакеты с продуктами. Киевляне бегут с работы, остаться не могут и стараются хоть чем-то помочь.
Милиции тут нет совсем. Ну или есть, но в штатском, вычислять их в толпе я пока не научилась. Вся функция охраны правопорядка лежит на самих майдановцах: кого надо – угомонят, кого надо – за баррикады выведут, от греха подальше. Назад не впустят. И мусора тут нет. Правда, совсем нет! Каждый окурок доносится до урны, горящего бака или мусорного пакета. Стаканчики – тоже туда. Пакеты – за баррикаду. Оттуда их забирают мусоровозы. И это не потому что кто-то накажет или замечание сделает. Сложилось как-то так, что Майдан в чистоте содержат.
Вообще, как мне показалось, Майдан разделен на две существенно отличающиеся части. Одна – с флагами и под сценой. Внимательно слушает оратора, дружно скандирует предлагаемые возгласы, аплодирует и машет флагами. Вторая – это бекстейдж. То, на чем и держится Майдан (см. выше). Тут на сцену никто не смотрит. Дела. И все ждут. Говорят, самое интересное случается ночью: из нор выползают титушки, начинается возня и провокации, Майдан живет совершенно в другом ритме. Ну что ж, завтра у меня будет шанс это проверить.
А напоследок немного о вечном. Одно из самых сильных впечатлений сегодняшнего дня – это не йолка (которая самая прекрасная за всю историю), и даже не сам Майдан. Самое сильное – это преклонных лет мужчина, играющий замерзшими пальцами на сине-желтом пианино под КМДА Поля де Сенневиля, Marriage D’amour (см. видео). Наслаждайтесь.
Автор: Марина Давыдова