В воскресенье айболиты Украины отметят свой профессиональный праздник.
Самых необычных пациентов приносят охотники
Часто любые, даже самые мелкие болячки близких мы переносим намного тяжелее, чем свои. Но еще сложнее видеть, как в болезни мучается любимый питомец, смотрит печальными глазами, а сказать, что его беспокоит, не может. Тут-то и приходят на помощь ветеринары – люди, которые, кажется, знают язык животных. Несмотря на то, что ветеринарных клиник в нашем городе предостаточно, дефицит на ‘собачье-кошачьих докторов’ стабильный, и работы у них хоть отбавляй. Ежедневно днепропетровские врачи делают до десяти операций разной сложности пушистым, колючим, пернатым и даже ползучим пациентам. Иногда необычных пациентов приносят&hellip, охотники.
– Как-то в самый разгар охотничьего сезона нам принесли самца интересной птицы – вальдшнепа, – рассказывает ветеринар Вадим Субчев. – Это невероятно красивая и важная птица с длинным клювом, которым выбирает из почвы жучков. Охотники нашли бедолагу лежащим на дороге (видимо, его сбила машина), спустили на него собаку, оказалось, у птицы сломан клюв. Мужчины не решились убить вальдшнепа и принесли его нам в клинику.
Специалисты долго думали, как лучше сложить клюв, чтобы не навредить птице. В результате обмотали его специальной сеткой для ‘ремонта’ черепашьих панцирей, обмазали сверху эпоксидной смолой, вставили сверху и снизу мандрены (стальные проволочки, которые используют в медицине для прочистки иголок. – Прим. авт.) и замотали клюв шелковыми нитками. Через шесть часов, когда застыла эпоксидка, клюв освободили от пут, а вальдшнепа прозвали Железным Феликсом.
– Если бы мы обрезали клюв, птица бы однозначно погибла, – объясняет Вадим Субчев. – А так он стал вполне функциональным. Наша важная птица бурчала пару дней после операции, обижалась, но это ему не мешало везде лезть и любопытничать. Когда почувствовал себя лучше, выбежал на крылечко и упорхнул.
Как оказалось, охотники частенько приносят специалистам на лечение подстреленных уток и зайцев. А однажды даже принесли ежа! Мужчины по недосмотру разложили костер прямо на гнезде ежика. Когда горящие ветки начали шевелиться, даже испугались, но быстро поняли, что нечаянно подпалили несчастное животное. В клинике ежику просанировали обожженные иголочки, и он остался там жить, даже в спячку впал на зиму. Весной колючего питомца выпустили на волю.
Попугая-‘смертника’ врачи забрали себе
Ежик был не единственным постояльцем ветеринарной клиники. Сейчас тут временно живут хомячки, стрижи, коты и даже собаки. Недавно доктора приютили голубей-подростков и попугайчика, которого месяц назад принесли на усыпление.
– Принесли и сказали: ‘Мы уезжаем, усыпите его’, – вспоминает Субчев. – Очень жаль, что есть еще такие люди. Мы попросили хозяина оставить птичку нам, не убивать. На следующий день нам принесли его клетку и корм. Попугай у нас живет уже месяц, и поверьте, ему обязательно найдется хозяин.
Усыплять животных из-за отъезда стали меньше, отмечают специалисты. По причине ‘некуда девать’ за последние пять лет не эвтаназировали ни одного животного (в отдельно взятой клинике). К крайним мерам хозяева прибегают, только если у них на руках онкобольное животное или очень старое, жизненные силы которого на исходе.
– К каждому случаю эвтаназии нужно подходить не с сухим расчетом, а с сердцем, – говорит ветеринар. – Усыпление – это в любом случае отбор жизни, и хоть я глубоко в душе против процедуры, понимаю, что иногда без этого невозможно. Массово эвтаназировали животных в начале 90-х годов, когда рушился Союз. Сейчас люди стали добрее, что ли.
Проблемы со здоровьем у животных часто напоминают человеческие – разные дерматиты, несварения и даже патологические роды. Недавно, например, доктор помогал разродиться крошечной собачке породы ‘йоркширский терьер’.
– У нее было большое пузико, родила четверых малышей, – рассказывает Вадим Субчев. – Когда собачка облизала всех щенков, приползла ко мне, легла рядом и начала вылизывать мне руки. Это растрогало меня до слез.
К каждому случаю лечения животного врачи подходят индивидуально, проблемы любимцев пропускают через сердце. Только так можно гарантировать выздоровление питомца и заслужить безоговорочное доверие хозяев животного к ветеринарным врачам, считают специалисты.
СПРАВКА ‘КП’
На факультете ветеринарной медицины Агроуниверситета учится около 600 студентов.
Профильное обучение будущих ветеринаров начинается после второго курса.
После 6 лет учебы из стен альма-матер выходит около ста ветеринарных врачей разного профиля:
– лечащие врачи мелких животных,
– работа с сельскохозяйственными животными и птицей,
– работа с крупными домашними животными,
– работа с экзотическими животными,
– работники ветеринарно-санитарной службы на рынках,
– эксперты по определению качества продуктов на перерабатывающих предприятиях,
– работа в ветеринарной милиции, на таможне и в лабораториях,
– работа в административных органах.
А БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ
Расколотую черепашку скручивали болтами
Как-то в клинику за помощью обратилась женщина: в руках она держала окровавленную черепаху размером с тарелку.
– У животного лопнул панцирь, такое ощущение было, что эту травму черепашка получила из-за сильного сдавливания, – вспоминает доктор Субчев. – Оказалось, хозяйка собирала диван, а он все никак не складывался. Только попрыгав на нем несколько раз, решила посмотреть, что же там мешает. Оказалось, домашний любимец. Черепашке сразу провели противовоспалительную терапию, остановили кровотечение, плотно соединили края панциря и вставили в него небольшой металлический чопик для надежности. Сверху панцирь покрыли специальной синтетической сеткой и замазали ее эпоксидной смолой.
За жизнь черепашки боролись долго, на полное восстановление после травмы ушло полгода. Еще через год верхний роговой слой вместе с сеткой и эпоксидкой начали отторгаться, это был хороший знак – черепашка выздоровела. Болтик из панциря, конечно, тоже достали.
Мария ЯШИНА, Комсомольская правда