Народные депутаты предложили ввести 17-процентный гастрольный сбор для иностранных исполнителей. Рассчитывать его планируется от выручки после проведенного мероприятия, а вырученные средства отдавать в распоряжение местных властей и Министерства культуры. Между тем в профильном парламентском комитете считают предложенную сумму сбора ‘огромной’, а участники рынка убеждены, что подобные попытки пополнить бюджет содержат коррупционную составляющую. Законопроект о введении 17-процентного гастрольного сбора вчера зарегистрировали в Верховной Раде Вячеслав Кириленко и Ксения Ляпина (оба — ‘Батькивщина’), Адам Мартынюк (Компартия) и Мария Матиос (‘УДАР’). ‘Сейчас у нас нет никакого гастрольного сбора. Это привело к тому, что гастроли сейчас организовывают 5-10 крупных агентств. 90% из них везут в Украину иностранных исполнителей, потому что это выгоднее. А наши исполнители вообще не могут оплатить стоимость аренды национальных концертных залов!’ — заявил Вячеслав Кириленко. По данным операторов гастрольного рынка, неофициальная стоимость аренды дворца ‘Украина’ на один концерт составляет 200 тыс. грн, Театра им. Франко — 50 тыс. грн, Октябрьского дворца — около 100 тыс.грн. ‘К этому надо добавить еще 30-40 тыс. грн за аренду звукового и светового оборудования’,— отметил директор фестиваля ‘Гогольfest’ Владислав Троицкий.
К слову, это не первая попытка ввести гастрольный сбор. В 2011 году Рада приняла в первом чтении законопроект Министерства культуры, в котором предлагалось выдавать платные разрешения на проведение концертов, после того как организатор заплатит гастрольный сбор в размере 1-5% от аншлаговой стоимости зала. Против законопроекта выступили участники рынка, заявив, что они не всегда продают 100% билетов. А в парламентском комитете по вопросам промышленной регуляторной политики и предпринимательства сообщили, что он не защищает интересы украинских исполнителей. В результате год спустя Рада сняла законопроект с рассмотрения.
Новым документом предлагается ввести 17-процентный гастрольный сбор исключительно на выступления иностранных артистов. Платить его организаторов концертов обяжут в Государственную налоговую службу в течение 20 календарных дней не до, а после проведенного мероприятия. Рассчитываться сумма будет от выручки, полученной за проданные билеты. От уплаты сбора авторы предлагают освободить организаторов выступлений украинских исполнителей, благотворительных концертов, концертов симфонических, филармонических, хоровых и хореографических коллективов, а также академические театры.
Средства от сбора предлагается разделить между местными бюджетами и бюджетом Министерства культуры в соотношении 30% и 70%, соответственно. ‘Будут созданы общественные советы, под контролем которых и будут распределяться средства’,— уточнил господин Кириленко.
Между тем в парламентском комитете по вопросам налоговой и таможенной политики предложенный законопроект раскритиковали. ‘Гастрольный сбор (действовал с 2003 года) был отменен после вступления в силу нового налогового кодекса в 2011 году как один из неэффективных налогов наряду с такими налогами, как налог на владельцев собак. От него были маленькие поступления в бюджет. Тогда он составлял 3%, и мне непонятно, почему сейчас авторы предлагают ввести огромную ставку в 17%. Это однозначно приведет к повышению цен на билеты, проводить концерты вообще станет нецелесообразно’,— заявил глава подкомитета по вопросам налога на прибыль предприятий Александр Долженков (Партия регионов).
Участники рынка считают, что предложенный законопроект также содержит возможности для коррупции. ‘Кто будет дифференцировать артистов по жанрам? Кто будет контролировать подсчет выручки? Да и за что платить? Государство ничего не вложило в проведение концерта, а предпринимателю надо хоть частично покрыть свои затраты’,— убежден господин Троицкий. С ним согласен генеральный директор концертного агентства АСА Артем Вознюк. ‘А что делать, если концерт пройдет в минус? Это нельзя рассчитать заранее, потому что успех концерта зависит от многих факторов. Поддерживать артистов надо не при помощи государства, а при помощи продюсеров. Талантливый исполнитель сам пробьет себе дорогу, а зачем поддерживать бесталанных?’ — отметил господин Вознюк.
Источник: Коммерсантъ
Dnepr.com